Что кушали славяне. Мясная и растительная пища славян

Древняя Русь имела развитую целительную традицию, в основе которой лежали заговоры и фитотерапия. В настоящее время сохранились старинные лечебники, целебники и травники, содержащие знания ведического периода русской.
Истории. Древняя народная медицина представляла из себя знахарство и колдовство, которым владели волхвы, ведуны и целители. Ведуны пользовались заклинаниями, заговорами, наговорами. Они были основаны на вере в таинственные силы природы, олицетворенные в славянских божествах, таких как перун, хорс, ярила и других.
Предки славян исповедовали анимистические ("Анима" - душа) представления о жизни человека, то есть идею реинкарнации.
После смерти душа уходила из тела и поднималась на небо, либо мытарствовала в околоземном пространстве. Большое значение силе рода уделялось. Кудесники и волхвы - люди, обладавшие тайным знанием и мудростью, были связующим звеном между людьми, богами и духами рода. Их заговоры, звучавшие как стихи, работали за счет своих уникальных вибраций, которые изгоняли болезни и недуги. Помимо заговоров, целители использовали в своей лечебной практике и методы непосредственного воздействия на физическое тело больного. Они спасали от вывихов, растяжений и ранений.
Популярным методом лечения были бани и водные процедуры, в которых использовалась своеобразная звуковая терапия, наподобие поющих чаш. Болезнь изгоняли, "Выметая" веником из прутьев определенных растений. Также использовали заговоренную воду. Еще один способ исцеления был сострижение волос и ногтей, так как они являлись носителями информации болезни. Их уничтожали, сжигали или скармливали животным и птицам. Таким образом, болезнь покидала человека и переходила на животное.
В культуре древних славян отдельное место женщине уделялось. Она наделялась особой мистической, целительной силой. Поэтому неудивительно, что даже болезни носили женские имена: холера, оспа, лихорадка, простуда, трясуха и т. д.
Древние славяне рассматривали мир как совокупность и взаимодействие трех уровней: прави, яви и нави. В человеке они проявлялись как дух, душа и тело. Исцеление работу на всех трех планах подразумевало. Так, методы прави решали проблемы с недугами на уровне сознания. При отрицании законов сварога, сильной эмоциональной вовлеченности в страсти бытия, попирании духовных ориентиров, человек теряет главное - гармонию со своим божественным началом. В итоге, это нарушает целостность слаженной работы всех трех начал, ослабляя явь и навь, и приводя к болезни. Система славянский знаний о здоровье говорит, что факторами, приводящими к болезни, являются семь навей, которые нельзя терпеть. К ним относятся: боль, недостаток пищи и питья, недостаток сна, холод, отрицательные эмоции (особенно, обида) и естественная нужда. Помимо этого есть семь противоположных навей - явей, которым нельзя предаваться. Это наслаждение, избыток тепла, избыток сна, избыточное питье и еда, лесть и бесконтрольное следование своим естественным влечениям. Таким образом, методы нави призывали славян сознательно ограничивать свои желания и душу. Они практиковали для этого ряд техник, направленных на восстановление энергетического баланса в теле посредством здорового питания, правильных физических нагрузок и бани. Методы яви направлены на развитие тела и увеличение его энергетического потенциала.
Древние славяне имели стройную систему знаний о строении энергетических тел человека. Человек имел три царства сознания. Нижнее царство называлось серебряным, его центром или "Столом" был живот, там аккумулировалась вся жизненная сила. Среднее или медное царство локализовывалось в сердце, там обитает сила нашей души и сердца. В древности ее называли снага. Верхнее, или золотое царство, располагалось в области чела или темечка. Это была обитель силы ума.
Традиции древних славян на многие годы были утеряны и забыты, но в настоящее время началось их возрождение. В ряде центов появилась славянская гимнастика и специалисты по славянской медицине, которые помогают нам вспоминать и обучаться культуре наших предков.
Автор статьи холистический медик и. М. тютюник по материалам книги в. Мешалкина, Е. баранцевича "Славянская Гимнастика".

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. " Питие ", - говорил он, - " это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия ". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.

В русских народных сказках славные богатыри всегда едят кашу и пьют мёд на пирах. Древние славяне славились своим здоровьем и силой и само собой силу им давала привычная славянская пища.

Так чем же таким питались наши предки?

Естественно что одним из главных блюд была каша.

Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.

Рисовая каша была недоступна обычным жителям Руси, рис был заморской, очень дорогой крупой, "сорочинское пшено" ,так называли рис. Если не рис, то на ум сразу приходит гречка, конечно, ведь именно эту крупу нас учат любить с детства, вы будете удивлены узнав, что и гречка не была "нашей" кашей в стародавние времена.

Гречка, как оказалось тоже не была частым блюдом на русском столе. Гречку привезли на Русь из Византии, греческие монахи,отсюда и её название, гречка.

Гречку ели только по очень великим праздникам.

Так что же за кашу ели наши предки?

А ели они пшёнку и овсянку!

О чудодейственных свойствах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, привычные нам.

Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи.

Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.

Кашу заправляли натуральным, домашним сливочным маслом, топлёным маслом более известным миру сегодня, как гхи, конопляным или льняным. Готовилась каша в глиняных горшочках, ели блюдо деревянными ложками, а зачастую и руками, вилок и подавно не было, кстати не случайно.

Удивительно, ещё и то, что многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.

На привычном столе древних славян отсутствовали: помидоры, морковь, свекла, огурцы, картофель, даже репчатый лук.

Зато наши предки прекрасно знали такой чудо плод, как чеснок.

Постоянными в меню были редька и конечно же, почти позабытая ныне, но очень популярная давным давно репка.

Горох, тоже был частым гостем старинных блюд.

Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.

Особое место в русской культуре занимал хлеб "батюшка" .

Хлеб глубоко уважали и преклонялись перед хлебом, "хлеб всему голова" , до сих пор можно услышать это выражение.

Но и хлеб в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей!

Хлеб и пироги готовили из кислого теста на заквасках, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.

Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек для следующей опары.

Веста после свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.

Муки такой как сегодня тоже не было, наши предки ели хлеб и муки грубого помола, ржаной, амарантовой, полбяной.

Из напитков, излюбленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.

Кисель готовили из овсяной муки, давали массе скиснуть, а потом варили, до густоты, хоть ножом режь. Ели такой кисель с вареньем и мёдом.

Кстати о мёде! Мёд не случайно упоминается в каждой русской сказке, мёд ели и мёд пили. А медовый месяц пришёл к нам вовсе не из американского кино. Медовым на Руси называли первый месяц семейной жизни новобрачных, потому, что на свадьбу дарили бочонок мёда и молодые должны были за месяц его съесть, для того, что бы первый ребёнок в семье родился богатырём.

Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.

И конечно, предки наши с радостью ели все дары леса, грибы, ягоды, орехи, травы, и т.д.

Правда грибами древние славяне считали только пластинчатые грибы, особенно ценились как и сегодня, рыжики и грузди. А все грибы с губками грибами не называли, а звали их губами.

Солили грибы на зиму в больших деревянных бочках, с душистым укропом.

Историки сегодня также пришли к выводу, что древние славяне были ещё и вегетарианцами, мясо на столе было крайне редким гостем и в основном это была дичь.

В рационе древних славян также всегда были в почёте и молочные продукты, а корова издревле почиталась и считалась кормилицей.

Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычных нам сегодня блюд.

Видео Секреты питания древних славян. Пища богов!

Накрывая на стол, иногда задумываешься, а какую же пищу ели наши предки, древние славяне? Ответ на этот вопрос могут дать.

Во время раскопок в древнерусских, находят немало остатков пищи. Прежде всего, это зерна различных злаков, например: ячменя, пшеницы, ржи, овса, гречихи.

Обычно из зерен производили крупы или размалывали их в крупу. Также из зерна изготовляли брагу, квас и пиво.

Одним из любых блюд на Древней Руси была каша, в которую добавляли растительное масло. Если ели мясо, то только «пряженое» или жареное (тушеное в своем соку, в русской печи).

В древней Руси супов не было, он появился только в конце XVII столетия. Привезли суп иностранцы из Европы.

Летом любимым блюдом была «тюря» - она является предком нашей окрошки. Это был лук, покрошенный в квас, и заправленный хлебом.

Также ели и овощи: морковь, горох, репу и лук. Также в Древней Руси славяне знали о чесноке, огурцах и особенно, капусте.

Интересно, что древние славяне уже в то время умели закручивать овощи на зиму - мочить яблоки, солить огурцы. Такие замороженные и засоленные овощи были названы ленивыми. В Москве, там, где ими торговали, назвали улицу - Ленивка.

Белковая пища состояла преимущественно из рыбы и мяса, а также молочных продуктов: сыра, творога, масла и сметаны. В Древней Руси сахар отсутствовал, и вместо него пользовались.

В роли горячих напитков выступали отвары из многих лечебных трав, или, например пили сбитень - это вскипяченный мед в воде, после чего взбитый вместе с яйцами.

Человеку, живущему в наше время, такая еда могла бы показаться очень пресной, ведь соль на то время была очень дорогая и поэтому использовали её очень редко.

Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.

Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.

Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.

Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).

Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.

Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.

Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».

Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.

Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.

Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.

Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.

В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:

«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.

Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.

Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.

С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.

На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.

В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.

Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.

Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.

На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.

Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:

«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».

И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.

Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.

Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.

"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.

Почти все русские народные сказки заканчиваются «честными пирами» да «свадебками». Княжьи застолья не менее часто упоминаются в древних былинах и сказаниях о богатырях . А вот от чего именно ломились столы на этих гуляньях, и какое меню предоставляла нашим предкам легендарная «скатерть-самобранка» в «докартофельную» эпоху попробуем сейчас разобраться.

Конечно же, главной пищей древних славян была каша, а также мясо и хлеб. Только вот каши были несколько иными, не такие, как мы привыкли видеть. Рис был большой диковинкой, его еще называли «сорочинским пшеном», и стоил он баснословно дорого . Гречку (крупу, завезенную греческими монахами, отсюда и название «Гречка») ели по великим праздникам, а вот своего собственного пшена на Руси всегда хватало с избытком.

Ели, в основном, овес. Но овсяную кашу готовили из цельного очищенного зерна, предварительно долго запаривая ее в печи. Каши обычно заправляли либо сливочным, либо льняным или конопляным маслом. Подсолнечное масло появилось много позже. Иногда особо обеспеченные граждане древних времен пользовались оливковым маслом, привезенным купцами из далекой Византии .

О капусте, моркови и свекле, не говоря уже о помидорах и огурцах, казалось бы, таких исконно «русских» овощах и корнеплодов, на Руси и слыхом никто не слыхивал. Более того, даже репчатого лука, наши предки не знали. В вот чеснок рос. Его даже в сказках да присказках неоднократно упоминают. Помните? «Стоит в поле бык печеный , в боку чеснок толченый». А из овощей, наверное, на ум сейчас приходит только редька, которой и хрен не слаще, да знаменитая репа, проще пареного приготовления которой зачастую решаются многие проблемы.

Чрезвычайным уважением наших предков пользовался и горох, из которого не только суп варили, а и кашу. Сухие зерна мололи в муку и пекли пироги да блины из горохового теста .

Ни для кого не является секретом, что на Руси всегда в большом почете был хлеб, о котором даже говорили, что он всему голова. Однако, тесто для хлеба и для пирогов готовили иначе, чем сейчас, так как не было дрожжей.

Пироги пекли из, так называемого, «кислого» теста. Готовили его следующим образом: в большой деревянной бадье, называвшейся «квашней», заводили тесто из муки и речной воды, и на несколько дней оставляли в теплом месте, чтобы тесто скисло. Через определенное время тесто начинало вздуваться и пузыриться, благодаря природным дрожжам, имеющимся в воздухе. Из такого теста уже вполне можно было печь блины. Тесто никогда не использовали полностью, всегда оставляли его в квашне на донышке, чтобы, добавив заново муки и воды, завести новое тесто. Молодуха, перебираясь в дом мужа, также брала из родного дома немного тестовой закваски.

Лакомством же всегда являлся кисель. Из него и берега «молочных рек» в сказках сделаны были. Хоть и был он по вкусу кислым (отсюда и название), а вовсе не сладким. Готовили его из овсяной муки, как тесто, но с большим количеством воды, давали скиснуть, а затем кислое тесто варили, пока не получали плотную массу, хоть ножом режь. Ели кисель с вареньями и медом.

Человечество перешло в ту стадию развития, когда численность населения перевалило за 6 миллиардов, а урбанизация, как социальное явление, превращается в глобальное явление. Последствия понятны и очевидны, а оппозиция город – деревня в катарсисе. Деревня, сокращает свой аграрный потенциал. Из деревни постоянно происходит отток молодой рабочей силы. Молодежь, не видит ни перспектив, ни работы, это и побуждает их покинуть родной край. Техника в деревне изношена, а там где она нова, там возникают проблемы со сбытом. Внимание! Вопрос: как она должна прокормить постоянно растущий город? Вот он корень зла, вот предпосылка искусственной пищи, и как следствие букет заболеваний во главе с постоянно молодеющей онкологией. Кто же виноват? Палка о двух концах. Если бы не было оттока молодёжи из деревни, не было бы такой острой потребности в искусственной пище. И нужно отметить, что деревня безграмотна в вопросах маркетинга.

Можно ли её судить за это? Друзья, у деревни сейчас один способ выжить, — кооперация, только так можно повысить уровень конкурентоспособности, только тогда можно стать интересным для переработчиков первичного сырья. Есть вариант ждать дотаций от государства. Кто ждёт, тот до сих пор ждёт. Ну а пока % натуральной пищи постоянно понижается. И пока мы ставим вопрос о том, собственно, «а что нам есть»? Ответа уже может и не быть. Сейчас можно предложить только три варианта: уйти в деревню, начать выращивать на садовых участках больше культур, и стараться не брать в магазинах синтетическую еду. У каждого из этих пунктов есть свои плюсы и минусы. Уход в деревню пропагандирует движение «Анастасия», это вариант, а зачастую и альтернатива. Основоположник движения В. Мегре.

Можно отметить появление экологических поселений. Правда, эта тенденция закономерна лишь для Урала. В других регионах это больше поселения дачного типа. В этом движении есть громадное рациональное зерно, но существуют проблемы, «анастасиевцы» подвергаются критике другими родноверческими движениями, в первую очередь за расхождение слов с делом. Речь идет о не воплощении идеи одного гектара земли и переезда жить на свою землю. Корень этой проблемы в том, что «анастасиевцы» в основе своей, городские жители. Принципы жизни в городе и в деревне совершенно разные. Если ты не знаешь, как вести хозяйство, а знаешь только, как пользоваться им, то деревня тебе не друг, а причудливый незнакомец. Попросту говоря, человек в данной ситуации оказывается не приспособленным к иным условиям жизни. Идея переселения в деревню может быть актуальна лишь для тех, кто сможет, там адаптировавшись, жить. Для тех, у кого ещё нет садов – огородов, хотя, представляется, что у большинства они есть, рискнём предостеречь от одной ловушки. Семена всё чаще генномодифицируют. Выход только один, создавать собственную сеяную базу. Что в принципе и делается, хотя бы даже теми же «анастасиевцами». А для тех, кто не имеет садов – огородов, скажу следующее, не так уж и много он стоит, зато даёт натуральный продукт и работа на земле чрезвычайно полезна для здоровья и личностного развития. Недаром русские богатыри, когда отправлялись на чужбину, брали с собой мешочек земли, сила в ней, сила в Матушке Сырой Земле ! Всему есть объяснение, существует предание, человеку полезна лишь та еда, что произрастает в радиусе его дневного пешего перехода от места рождения. Вот почему полезна родная земля, вот как она помогала мудрым богатырям! Это так же относится к вопросу поедания бананов и прочих заморских фруктов. У каждого природного района свои свойства земли. Недаром на Руси, Матушка Сыра Земля, являлась божеством, а на символическом уровне символ плодородия один из самых почитаемых у славянских народов. Удивительно и примечательно, что впервые он встречается в Трипольской культуре. И получается, что, забывая землю, мы теряем частичку самобытности, изменяем границы ментальности. Ну а как же быть тем, кто ни в деревню, ни собирается, да и работать на земле ему некогда, ведь не кушать человек не может (хотя пытаются же солнцееды не есть…)

Вопрос о том, что язычество это компьютерная религия, ставиться. При всей парадоксальности, отчасти это так и есть. Сидим, это мы значит, за монитором, смотрим новое видео с Трехлебовым и лопаем разводную лапшу со вкусом свинины. Зато собираемся на праздник Солнцестоянья и по завершению его садимся за бескровную трапезу. Друзья это фальшь и игра. Основа основ, это то, что мы принимаем в пищу и то, что мы пьём. Нужно стараться не врать себе, а там глядишь, и путь в родноверческое мировоззрение откроется.

Есть некоторые секреты в славянской еде.

Поговорим сначала о воде. Вода может быть живой и мёртвой. «Да, скажите вы, по сказкам знаем». Всё значительно глубже. Живой водой называли, воду из колодца. А живой её называли из-за того, что в ней присутствовали микроорганизмы. Сейчас опираясь на исследования японских учёных, действительно можно сказать, что вода изменяет свою структуру, если рядом играет музыка. В зависимости от жанра музыки, изменяется и структура воды. Получается, вода, это живой организм. В старину волхвы водили по воде вилами (специальным инструментом), не дурости ради. «На воде вилами писано», все слышали, но по одной из гипотез считается, что так воду заговаривали, то есть воде было передана положительная информация. После чего заговорённая вода разливалась равномерно в каждом доме деревни в специальные сосуды. Стоит ли говорить, что такая вода и полезнее и вкуснее обычной? Вспомните, какая вкусная вода из родника! Мёртвая вода – это кипяченая вода. То есть все микроорганизмы в ней убиты температурой. Вот глубинный смысл, заложенный в русских сказках и преданиях. Воду можно не заговаривать всего два дня в году 19 февраля и 7 июля. В эти дни вода и без того священная. И какая бы религия не была бы на этой земле через 1000 лет всё одно, на эти дни будут выпадать религиозные праздники. Советуем посмотреть по этой проблеме документальный фильм «Тайны воды».

Теперь можно перейти к жизненным проблемам. 100% ядом является газированные напитки со вкусом… (далее добавьте любой фрукт). Так 50% ядом являются соки. Всё это разводная химия. Может, помните на заре перестройки были модны «Юппи» и «Зуки», так вот вышеперечисленные напитки, тоже самое, только в другой упаковке. Заботливый производитель сам развёл порошок в полиэтиленовой таре и снабдил бутылочку газами…Теоретически такая химия была запрещена ещё в 90-ые. Старайтесь пить минералку.

Спорным в среде родноверия, является вопрос о мясоедстве. Две крайних позиции: глава Инглиизма стоит на позиции, если организм просит мясо, значит ему это нужно. Трехлебов, возводит в ранг идеологии принцип вегетарианства в родноверческой среде. Хотя и журнал Ведическая культура с редактором Глобой, тоже на этих позициях. Журнала такого, правда, уже не существует. Давайте разбираться.

Рисунок 23 Карикатура «Вегетарианство»

Белок просто необходим для роста. Аргументы против употребления мяса следующие: животные в момент их убийства чувствуют страх, и их мясо отравлено, животных намерено выращивают для убийства, животные живые, славяне не приносили кровавых треб , а в следствие не могли употреблять в пищу мясо, мясо разрушает организм. Конечно, каждому своё, сказал Чёрт снимая штаны и садясь в крапиву. Многие едят мясо и здоровы, слава Богам. Принимая за основу, что вода живая, а с учётом принятия микро мира (кому нравится, читайте «нано мира»), в любой капле воды, находятся миллиарды живых организмов. Мысль понятна, продолжать, не стоит. Если отказаться от поедания живого, то тогда нам всем придётся идти по тропе солнцеедства. Не знаю как вы, а в язычнике не может быть столько цинизма, что бы питаться Богом солнца. Представьте Сибирь, деревню, и деревенских жителей. Все сбитые, крепкие и вот зима, как им прожить без мяса? Да как им управлять хозяйством, без мяса? Как вы это себе представляете в 9 веке??? Чем питались предки, зерновыми? Да и ими тоже, да и мёдом и грибами с ягодами, но тогда зачем держать скотину. Долго всё объяснять, проще спросите в деревне, зачем им нужен скот, да и могут ли они прожить без мяса и скота как токового? А если славяне приняли такие основы мироустройства, значит, они понимают значение терминов эгрегор и реинкорнация, то спорить о мясоедстве глупо. Но мясо осталось только в деревне. Большая часть колбас и пельменей это соя, красители, усилители вкуса, ну и чуток конины. Берите мясо на мясных базарах и готовьте его сами, только так можно быть уверенным в том, что ты ешь именно мясо.

Кто-то сообразительный спросит: «а як же вкусовое восприятие?». А давайте задумаемся. Сейчас человечество движется по принципу усиления вкуса для той или иной знакомой нам еды. Скажем, есть суп, суп как суп. Но, вкусный блин. А потом в гостях, где суп приготовлен без «Волшебных кубиков», о-па суп не вкусный и пресный. Как уже было сказано, глутомат и другие усилители вкуса как наркотики. Мы усиливаем вкус еды, а потом ещё усиливаем, а потом ещё чуть-чуть. И вкус пищи реальный мы забываем, а потом забудем и форму. То есть будет много тюбиков с разными вкусами. Давайте скрестим пальцы, что бы это случилось не при жизни нашей, ни при жизни наших детей и внуков. Скрещенные пальцы, это символ закрытости, то есть мы закрываемся от проблемы и не впускаем её. Вот когда мы обращаемся солнышку, то расправляем руки, поза открытая, внемлющая. Итак, наши дети, уже, скорее всего, вкус молока знать будут, да всё одно молоко не молоко и так далее. Раньше самым сильным усилителем вкуса считалась соль. Простая соль. Соль — это не просто соль, помните скандинавскую руну «Соул»? Она обозначает силу солнца. Мы, вслед за Алексеевым говорим, что соль и соул это солнышко. Помните мультик о том, как казаки ходили за солью? Вот ценности то были. Не удивительно ведь для соли отводили отдельное место в доме. Её хранили в специальных берёзовых котомках. Да что говорить, к еде относились с почтением и благодарностью.

Знаете обычай не резать хлеб! Только ломать руками. Не представлялось возможным резать то, что давала Мать Сыра Земля! Могли ли Славяне есть то, что не знали? Нет. Они были отличными охотниками, уважали бортничество и сельское хозяйство, в разы лучше нас ориентировались в травах и кореньях. Просто по-другому было не выжить. А сейчас можно рисовать карикатуры на тему картошка в супермаркете и картошка в поле, а посреди этой зарисовки стоит с продуктовой корзинкой задумавшаяся блондинка.

Пряности пришли из Индии и Китая в старый свет только в 16 веке. Так что восприятие пищи было координально другим. Да за примером ходить не приходится. Спросите старшее поколение, есть ли отличия в мороженном пломбире сегодняшнем и с виду таком же, но пломбире который они ели в молодости? И получается, что даже вкусовые ощущения у нас другие, другие ценности в еде. В наших силах не многое. Но есть ещё возможность находить пути. Некоторые пути, думается, на протяжении книги наметятся. А идти или нет уже дело каждого.

Со времён позитивизма мы только и делаем, что движем НТР по стопам взлома кода природы и изменения её под нужды человечества. Вот только вопрос: «К чему это приведёт?». Если еда химическая и генномодифицированная, то сможет ли человек остаться биологическим видом в полном смысле этого слова? Есть ли альтернативы? Вспомним для примера научного фантаста Алексея Боброва с рассказом «Властелин: «крыс тоже травили ядом – они только адаптировались к нему» А крысы достаточно близко стоят к человеку по механизму ДНК, не даром на них проводят добрую долю экспериментов. Но не хотелось бы заканчивать на таких нотах. Человечество как вид изменяется на протяжении тысячелетий и ухитряется подстраиваться под любую ситуацию. Конечно, жаль, что придёт подстраиваться под синтетическую пищу, но хочется верить, что изменения в организме последующих поколений не будут фатальны.

Владимир Мегре – своим циклом художественных книг, породил движение «Анастасия». На данном этапе развития этого движения, наметились некоторые сдвиги этого движения в лагерь неоязычества. Основные вопросы, которые рассматривает движение это уход в экопоселение, альтернативные виды топлива, натуральная пища и многие другие вопросы.

Славянское божество. Отождествляет живую землю. Очень сильный фольклорный образ.

Один из основоположников современного неоязычества. Постулаты его учений восходят к Инглиизму. Широко представлен в Интернете. Автор скандальной книги «Кощуны Финиста». Яро борется с мясоедством. Многие аспекты современного язычества, пытается объяснить с точки зрения индийских вед.

Инглиизм – деструктивная секта. В основе учения лежат серия книг о славянских Ведах. В учении много деструктивного, ломающего сознание, есть элементы оголтелого национализма. Большую часть своего учения секта взяла из индийских вед. Так, скажем ранее, эта секта называлась «Джива-храм Инглии». Сейчас популярность данного учения идёт на спад.

Треба – жертвоприношение Богам.

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Древние славяне , как и многие народы того времени, верили, что множество болезней появляется от употребления мертвечины.
Чем же питались древние славяне ? Ответ на этот вопрос помогли дать раскопки на территории древних городов. Из «Велесовой книги» мы узнали, что славяне пришли из местности Кулу, окруженной Гималаями. Сейчас это территория Индии. Древние тексты, найденные учеными, свидетельствуют о том, что пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием.
Еда древних славян состояла из злаковых: просо, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса.

Зерна перемалывались в муку или просто употреблялись размоченными или поджаренными. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в еде славян появился хлеб на квасе. Женщины выпекали первые хлебные изделия (караваи и калачи) на свадьбу или другие важные события. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю - прародитель современного картофеля.

Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква
Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Земледелие наших пращуров было подсечно-огневым, поскольку они жили посреди густого леса. Славяне вырубали часть леса, которая была наиболее пригодна для выращивания культур. Деревья и оставшиеся пни сжигались. Полученная таким образом зола была прекрасным удобрением. Через несколько лет поле истощалось, и земледельцы выжигали лес снова.
Кроме земледелия, древние славяне освоили и рыболовство. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Несмотря на то, что наши предки употребляли в пищу растительную пищу, они занимались и скотоводством. Славяне считали, что животные предназначены для человека и кормят его. Хозяйки из молока готовили творог, сметану, сыр, масло. Умели древние славяне и обрабатывать шерсть. Животные использовались и для перевозок вещей человека. Особым видом промысла было бортничество («борть» — дупло дерева, в котором живут пчелы, «лесной улей»), с помощью которого получали мед и воск.
Самым популярным напитком древних славян был перебродивший и разбавленный водой мед. Находятся подтверждения и того, что в древности наши предки изготавливали пиво. Напиток варили, как и из ячменя, так и из овса.

О пище древних славян Н.М.Карамзин пишет в "Истории Государства российского: ..."славяне питались просом, гречихою и молоком..".Когда научились разводить пчёл, появился любимый медовый напиток.
На Руси традиционно посуда была деревянной. Причём не каждое дерево годилось для её изготовления. Большое значение имели лечебные свойства древесины.
Так, считалось, что посуда из липы обладала противовоспалительными свойствами, из рябины — оберегала от авитаминоза. Ели деревянными ложками из деревянных плошек, пользовались деревянными мисками, ковшами и кувшинами. Кроме этого, плели посуду из бересты — солонки, туески для хранения муки, круп.
Известно, что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами — от бактерицидных до тонизирующих. Так организм наших предков постепенно накапливал целительные свойства деревьев.